Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности
дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность
человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе
международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной
грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования:
«Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми
им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты,
размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность |
Способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным
с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность
формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения;
использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность
знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к
улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных
и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения
воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний,
умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или
виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной
среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |