Введение
обновленных ФГОС СОО
С 1 сентября 2023
года обучающиеся 10 классов российских школ
переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования. Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября
2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее
соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Принцип
преемственности начального общего, основного общего и среднего общего
образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства
образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и
основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных
требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам. Уточненные
формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам
содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при
проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Содержание ФГОС
СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического развития
страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и
образования.
Организация
образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО
Общий
объем аудиторной работы обучающихся
Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в
обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной
нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности,
определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН). Максимально допустимая
аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования
не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с
предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет
предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности
обучающихся.
Определение
количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный
язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика,
химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и
предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в
соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература»
могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих
заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации
необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано
обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего
образования в том числе по предметам естественнонаучного и
социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание,
география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО
осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного
изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей,
предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный
язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех
обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с
различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной
организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных
предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том
числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе –
обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой
составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика»
интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в
содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным
результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология»
сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как
«Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные
предметы «История» и «Обществознание».
В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика»,
«Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся,
образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных
предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур.
Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам
не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО
эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных
предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание
всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках
части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная
организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и
возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную
парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и
общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить
фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, ДОКУМЕНТАХ, МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Ресурсы официальный сайт Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Ресурсы Институра развития образования Свердловской области (ИРО СО):
Региональная сетевая методическая служба "Педсовет66"